Все как есть

18 января 2020

Как быть, если отравился в ресторане


Как быть, если отравился в ресторане

В больницу

Шаг первый: в состоянии «нестояния» важно любыми способами в самом срочном порядке показаться врачу. Только врач может официально зафиксировать, подтвердить факт отравления, а также отправить нужные биологические материалы на анализы для выяснения причин недуга. Лучше вызывать скорую помощь, но можно добраться до больницы и самому — метро, такси, олени, чем быстрее, тем лучше.

Привет, Прокуратура и Роспотребнадзор

Задача номер два — выздороветь и забрать из больницы документы, подтверждающие факт отравления и его причину. Важно, чтобы была обоснована причинно-следственная связь. А дальше можно начинать борьбу за свои права и возмещение всех понесенных расходов.

Пишем в Прокуратуру и в Роспотребнадзор. В жалобе нужно отметить дату и время посещения ресторана, приложить чек или выписку с банковской карты. Стоит также указать на возможность получения свидетельских показаний — напарника, знакомого, с котором вы вместе обедали.

Один отравился, другой — нет. Такое бывает, это не исключает возможности привлечения ресторана к ответственности

Необходимо описать свои дальнейшие действия после посещения ресторана: пошел домой спать или был еще в тысяча и одном ресторане, но устриц/тартар/шаверму ел только в единственном месте. К жалобе прикладываем справку из больницы, где указано, что причиной отправления стали вирусы (микробы, паразиты и иже с ними), живущие исключительно в определенных продуктах. Например, норовирус — лучший друг морепродуктов, которые не подвергались термической обработке.

По факту обращения Роспотребнадзор, Прокуратура должны провести проверку ресторана. Но практика часто не совпадает с законодательством: проверка может быть не проведена, а гражданин получит формальный ответ на свою жалобу. Но в любом случае дать ответ Роспотребнадзор и Прокуратура обязаны. На его подготовку обоим органам дается 30 дней. Ответ скорее всего отправят почтой России — в общем, ждать придется около 50.

Помощь эксперта

Другая ситуация — если тем злополучным днем был рейд по устричным местам или фестиваль «Съешь 10 тартаров». Тогда в жалобе важно написать обо всех местах, где были, что ели, и приложить все чеки и прочие доказательства из каждого заведения. Вряд ли Роспотребндзор решится на тот же «бархоппинг» и пойдет по вашим следам с проверками, поэтому такие дела с большей долей вероятности бесперспективны.

Что можно сделать — обратиться в экспертную организацию. Ее специалисты проверят «экспертные образцы» на предмет содержания вредителей. Есть два «но». Во-первых, специалисты могут ничего не найти: например, говядина для тартара еще вчера прыгала по альпийским лугам, а тут небрежный повар дотронулся до нее необработанными руками и занес именно в ту отравившую порцию мясного деликатеса дружков-кишечных палочек. Во-вторых, проверка недешевая. Оплачивать ее придется самостоятельно, и только потом (если правильно сойдутся звезды, положения законодательства и обстоятельства) эти деньги ресторан как ответчик компенсирует.

У меня претензия

Идем в атаку — пишем претензию в ресторан. Сами или просим специалиста. Совет от практикующего юриста: внимательно изучите все примеры претензий по подобным делам и Закон о защите прав потребителя. Важно все изложить, сослаться на верные нормы и приложить необходимые документы-доказательства. Читать лучше на проверенных ресурсах: «КонсультантПлюс», «Гарант» — эти сайты содержат много актуальной правовой информации.

Претензию направляем почтой или несем в ресторан лично. Необходимо напечатать два экземпляра: один отдаем в ресторан, на другом сотрудник заведения ставит подпись о принятии претензии. Немного ждем, ведь ресторан может полюбовно уладить конфликт — признать свою ошибку, компенсировать ущерб и ждать вас снова.

Суд идет

Если в ответ от ресторана только тишина или категорический отказ, то читаем Гражданский процессуальный кодекс, Закон о защите прав потребителя и составляем исковое заявление на ресторан — подаем его в суд по месту своего жительства или по месту нахождения ресторана.

Павел Лазутченко

юрист, общественный деятель

В суде истец вправе требовать сатисфакции: компенсации недополученного заработка, всех трат на лекарства и лечение, морального вреда, штраф, предусмотренный Законом о защите прав потребителей. Нужно быть готовым к длительным срокам во всем: от задержки судебных заседаний (на полчаса, а то и на три) до судебных процессов в полгода, не меньше. Судья будет изучать представленные доказательства истца (отправившегося гостя) и ответчика (ресторана-отравителя).

Истцу нужно предоставить все доказательства, что удалось добыть в ходе подготовительной работы: чеки, справка из больницы, результаты анализов, заключения специалистов, если обращались к ним за экспертизой, ответы Роспотребнадзора и Прокуратуры — все, что худо-бедно относится к делу. В рамках судебного процесса судья может принять решение о проведении экспертизы. Экспертную организацию выбирает суд, точно так же как и сторону, которая будет нести расходы на ее проведение.

Если в ходе судебного процесса будет доказано, что именно та кишечная палочка обыкновенная и сальмонелла необыкновенная, обитающие в ресторане-ответчике, испортили вам жизнь на пару недель, то суд обяжет компенсировать все понесенные расходы, моральный вред, затраты на экспертизу, юристов, ввозмещение упущенного заработка.

Судебная практика разнообразна и непостоянна, но в целом суды на стороне потребителя. Моральный вред также признают, заставляют компенсировать. Однако, на суммы в 100000 долларов, как в американских сериалах, надеяться не стоит.

  • В 2017 году в Хабаровске ребенку вместо воды принесли спиртосодержащую жидкость. Результат судебного разбирательства: обязание ресторана-ответчика возместить материальный ущерб 4400 рублей, компенсировать моральный вред в размере 50000.
  • Пролетарский районный суд Твери обязал магазин роллов-суши возместить отравленному гостю моральный вред в размере 100000 рублей и выплатить штраф в размере 50000. Однако, суд апелляционной инстанции посчитал, что сто тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда — это слишком много, и снизил сумму.
  • Якутсктий городской суд оценил моральный вред истца, отравившегося на банкете, в 10000 рублей. Вдобавок ресторан-ответчик выплатил 40995 рублей в счет возмещения убытков, 15000 — в счет оплаты услуг представителя и штраф 25497 рублей 50 копеек.
  • Колпинский районный суд города Санкт-Петербурга, рассматривая одно из «отравленных» дел, не нашел достаточного количества предоставленных доказательств для определения стопроцентной вины ресторана. Увидел в выписке из банковского счета, что после устриц в одном из петербургских ресторанов гость пошел в Макдональдс лакомится картошкой с бургерами — тем временем ресторан-ответчик быстро предоставил все сертификаты на молюсков, мол чистые, свежайшие и приятного аппетита желают. Так и остался истец без компенсаций.

Резюме:

  • Банально, но мойте руки! В 50% случаев в отравлении виноваты гости, потому что забыли помыть руки эту цифру не мы придумали, так подсказыват Константин Кривошонок, главный санитарный врач Федерации рестораторов и отельеров. По-настоящему руки становятся чистыми после комбо жидкого мыла и кожного антиспетика.
  • Если закрались подозрения о некачественном продукте, требуйте подтверждающие документы. Эта информация не является коммерческой или государственной тайной. Вы потребитель и имеете право знать, что едите.
  • Сохраняйте какие-то доказательства посещения ресторана — выписки с карты, чеки, фотографии, видео, смски с подтверждением брони от «Ресторанного рейтинга».
  • Если все же отравление приключилось, то первым делом отправляемся к доктору, затем выздоравливаем и пишем письма в Роспотребнадзор и Прокуратуру. Жалуемся, все рассказываем и прикладываем доказательства. Главное, чтобы была подтверждена причинно-следственная связь между посещением ресторана и отравлением.
  • С желанием мирного урегулирования конфликта пишем претензию в ресторан. К претензии также прикладываем все доказательства, справки, чеки, ответы от Прокуратуры и Роспотребнадзора.
  • Если же ответа от ресторана нет, либо он отрицательный, то идем с иском в суд с надеждой на справедливость решения служителей Фемиды. Не забудьте снять розовые очки: многотысячной моральной компенсации суд не удовлетворит, даже если истец месяц обнимал фаянсового друга.

Читайте также:

  • Того же автора

    Новые противовирусные ограничения

    Новые противовирусные ограничения

    Москва противовирусная: закрытые фуд-корты, бесковидные рестораны и обязательная вакцинация для общепита.

  • Из той же рубрики

    Как есть краба

    Как есть краба

    Инструкция для элегантного боя с крабом — расскажем за что хватать, как отламывать и что есть.

  • Того же автора

    «Матамата» на Караванной

    «Матамата» на Караванной

    Ростичерия с вечными ценностями: итальянской кухней и отменным мясом.

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить свой комментарий.

Что будет, если не оплатить счет в ресторане?

Как быть, если у вас не оказалось денег на оплату счета?

Устрицы: и не пищат, и не грассируют

3 вопроса об устрицах, которые волнуют новичка.

Как есть бургер

Бургеры есть и в фастфуде и в люксе. Выясняем правила этикета на их счет.